Как это было: Международный форум мобильных разработчиков apps4all

  • Категория: Пишут в сети / Apple
  • Дата: 8-04-2013, 12:52
  • Просмотров: 0

Глеб Тарасов, разработчик мобильного приложения iGuides, побывал на форуме мобильных разработчиков apps4all и подготовил для наших читателей подробный отчет о мероприятии. iGuides уже несколько лет посылает меня на различные конференции по мобильным технологиям. Я с удовольствием ездил, но очень редко писал отчеты. Решил, что это не хорошо. Надо рассказывать, ведь в том числе за этим тоже меня туда посылают. Так что теперь постараюсь писать отчеты обо всех посещенных мероприятиях. Сегодня речь пойдет о третьем форуме разработчиков apps4all. Конференция проходит каждый год в Digital October. Я был на всех, так что есть с чем сравнивать: мероприятие явно растет. Это настоящая выставка с кучей стендов в холле и четырьмя параллельными сессиями докладов. Осталось увеличить продолжительность до двух дней, чтобы стать полноправной конференцией. Я выбирал доклады, которые интересны мне. Так что ходил на те, в которых был упор на разработку мобильных приложений. О них и пойдет речь. Первым был доклад от вице–президента AppAnnie. Это сервис аналитики всевозможных магазинов приложений (App Store, Google Play, Amazon store и т.д.). Я уже видел несколько докладов от AppAnnie, их постоянная фишка: делиться на конференциях интересными инсайдерскими цифрами из своих данных. Некоторые из них: — по количеству загрузок в России Google Play обгоняет App Store в 1,5 раза; — по количеству зарабатываемых денег в России App Store обгоняет Google Play в 5 раз; — в этом году Россия вошла в десятку рынков для App Store по количеству скачиваний приложений. Следующий доклад от Intel про их платформу разработки кроссплатформенных html5 приложений XDK. Совсем недавно, 22 февраля, Intel купила компанию appMobi и переименовала их продукт в Intel XDK. Это конкурент Adobe–овского PhoneGap: вы пишете приложение на html + javascript, а в итоге получаются программы для публикации под все популярные мобильные ОС. Система представляет из себя несколько модулей. Они не предоставляют IDE, вы разрабатываете в своем любимом редакторе. После этого ваши исходные тексты автоматически синхронизируются с облаком и оттуда становятся доступны с мобильного устройства. Есть эмуляторы всех популярных устройств в качестве плагина для Google Chrome. Можно тестировать и отлаживать приложение с мобильных устройств. Самая главная проблема подобных маркетинговых докладов на конференциях, где присутствует много разработчиков: докладчики обычно из продажников, а не программистов, поэтому на самые интересные для нас технические вопросы они ответить не могут. Мы так и не смогли выудить у докладчика, поставляют они свой собственный движок web–kit вместе с приложением или используют стандартный web view на разных платформах. На мой стандартный вопрос, чем они лучше их главного конкурента PhoneGap, на удивление не было готового ответа. Докладчик пообещал, что у них мощнее и полнее js–библиотеки. Пока, мне кажется, на подобных движках сложно сделать что–то конкурентоспособное. Из приложений, которые были в топах можно вспомнить разве что Wunderlist, который был раньше написан с помощью Titanium. Но во второй версии они все переписали с нуля на нативных технологиях, что говорит о многом. Затем выступал представитель Blackberry, который рассказывал про их новую операционную систему Blackberry 10. Началось все с истории: в 2009 году у компании было 20,7% рынка смартфонов по всему миру. Сейчас, как вы наверное знаете, их доля значительно уменьшилась. Прозвучала цифра в 5% на 2012 год. Неплохо, я думал их доля упала еще сильнее. В 2011 году Blackberry купила операционную систему реального времени QNX и анонсировала полностью новую ОС на ее основе. Нам показали уже вышедший смартфон без клавиатуры Z10 с 4.2–дюймовым экраном, а также еще не вышедший Q10 с квадратным 3.1–дюймовым экраном и клавиатурой в стиле старых добрых Blackberry. С техническом стороны приложения для BB 10 можно писать на C++, Qt и их технологии для интерфейса Cascades. Можно писать HTML5 приложения, Adobe AIR, а также запускать Android приложения с некоторой модификацией (не поддерживаются Google API и некоторые другие возможности). Я операционную систему видел впервые, мне она на первый взгляд понравилась, захотелось попробовать. Компания заявляет, что в их магазине уже более ста тысяч приложений. Официальные продажи в России пока не начались, но уже не за горами. Флагман Z10 будет стоить меньше 30 тыс. рублей. Если раньше писать нативные приложения (не игры) для разных платформ могли программисты, знающие C# для WinPhone, Java для Android, Objective–C для iPhone, то теперь и для C++ программистов появилась своя платформа. При возрастании популярности Blackberry язык сможет вернуть утраченные позиции примерно также, как Objective–C ворвался в рейтинги языков после появления iOS. После одиночных докладов я переместился в главный зал, где проходила секция немного в другом формате. На сцену приглашалось сразу несколько экспертов, которые кратко делились своим опытом по объявленной проблеме в области маркетинга мобильных приложений. Первая серия была посвящена попаданию в топ сторов, как самый главный способ получения органического (бесплатного) трафика для своих продуктов. Денис Жданов из Readdle рассказывал про их опыт раскрутки деловых приложений c более 500 тыс. пользователей. Как обычно, основные усилия надо направить на первые 2—3 дня после публикации приложения, поскольку в эти дни сама Apple каким–то образом помогает попасть приложениям в топ. Видимо, имеется ввиду нахождение в разделе «Что нового?» в AppStore. Нужно быть аккуратным с изменением цены и скидками на приложение, ведь ценность приложения падает в глазах пользователя после уменьшения стоимости. С частыми обновлениями тоже надо быть аккуратными. Если раньше обновление приводило к скачку в топе по непонятным причинам, то, как говорят, эту возможность закрыли весной 2012 года, и теперь обновление лишь обнуляет комментарии и рейтинги, что плохо сказывается на покупках. Павел Голуб из Abbyy рассказывал про Abbyy Text Grabber. Поделился советом, что одним из самых популярных и значимых блогов про мобильные приложение в Америке является appadvice.com. Его ценность еще и в том, что сайт читают сотрудники Apple и появление на его страницах увеличивает шансы попасть в featured. Были еще докладчики, но все тезисы сводились примерно к тому же. Сделаем небольшой перерыв. Ниже несколько интересных цифр. Фотографии стенда ITMozg, одного из крупнейших рекрутинговых агентств в IT–среде: Затем была секция, посвященная раскрутке и монетизации. Но до ее начала с небольшим докладом выступил Никита Любимов про использование аналитики. Он рассказывал, насколько важно анализировать поведение пользователей в вашем приложении, особенно если это freemium–игра. Для каждой рекламной кампании нужно отслеживать ее итоги, подсчитывать итоговую стоимость одного скачивания. Сам докладчик говорил, что это очевидные вещи, но повторять их каждый раз не бывает лишним. Из неочевидных тезисов Никита рассказал, что он один из немногих умеет подсчитывать виральность. Что это такое? Существует четыре источника, откуда вы можете получить пользователей своих приложений: платные установки (баннеры, обзоры и т.п.), установки тех, кто увидел ваше приложение в топе AppStore, установки тех, кто нашел ваше приложение в поиске по названию или ключевым словам и установки тех, кто узнал про ваше приложение от знакомых. Он мог узнать в разговоре, при просмотре ленты в соц.сетях и т.п. Так вот если эффект от первых трех источников предсказать достаточно просто, то посчитать эффект виральности нелегко. Существует коэффициент виральности: k = X * Y, где Х — число высланных приглашений на одного игрока, Y — процент конверсии, какая доля от высланных приглашений переходит в установки. Если этот коэффициент больше 1, то у вас все хорошо и количество скачиваний будет расти даже без вливания денег в платные источники. Сотрудник компании «Центр мобильной рекламы» рассказывал про их проект Octopus. Во–первых, интересен сам проект: после скачивания их мобильного приложения пользователь может получать реальные деньги на свой мобильный счет за просмотр рекламы. За просмотр одного баннера полагается 60 копеек. Для эффективности их приложения им нужно было привлечь как можно больше пользователей. Сложность также была в том, что помимо установки при первом запуске пользователь должен зарегистрироваться, заполнив достаточно большую анкету с полом, возрастом и т.п. Они испробовали следующие пути покупки трафика: — СМС–рассылки через операторов. Стоимость одной установки: 2$. Бюджет: 1—1,5 млн. рублей; — Мобильная реклама. Стоимость установки: 1$. Бюджет: 600—900 тыс. рублей; — Предустановка приложений на андроид–телефонах. Стоимость от 2$ за установку. Бюджет 500 тыс. рублей. Хотя мобильная реклама обошлась дешевле, смс–рассылки оказались эффективнее, т.к. процент пользователей, прошедших регистрацию был выше. Видимо, пользователи доверяют рассылкам, пришедшим от имени мобильных операторов (а зря). Мария Паскевич из AppFly рассказывала, как они пересаживали пользователей, читающих их сайт со смартфона на их же мобильное приложение. Кейс был на примере сайта с гитарными аккордами. Изначально они сделали баннер приложения на всех страницах сайта. Оказалось, что на содержательных страницах этот баннер лишь раздражал пользователей. На главной же странице баннер можно делать большим и привлекательным, там он воспринимается гораздо лучше. Процент конверсии увеличился в несколько раз. Хорошо бы это поняли создатели некоторых новостных сайтов. Особенно раздражает, когда переходя по ссылке из твиттера на какую–нибудь статью, натыкаешься вместо желаемой статьи на полноэкранный баннер с рекламой мобильного приложения. Я в таких случаях и статью–то не читаю. Еще Мария рассказала про их опыт покупки трафика в социальных сетях. Facebook показал себя очень неплохо. Я вообще думал, что платное приложение не получится рекламировать за цену, дешевле чем цена приложения. В небольших масштабах это оказалось возможным. Видимо дело в точной настройке таргетинга. Для приложения за 2.99$ AppFly платили всего 0.83$ за установку. Цифра, конечно, подозрительная. Возможно они перепутали цену клика на баннер с ценой инсталла. Ведь не всякий, кто кликнет на баннер, затем купит это приложение… Многие докладчики хвалили систему Mobile App Tracking, которая позволяет отслеживать эффективность рекламных кампаний. Оказывается есть возможность отследить источник покупки приложения даже для рекламы на веб–сайтах. Я так пока и не понял, как это работает. Докладчик из Delivery Club рассказал, что самым дешевым источником установок остаются обзоры: стоимость привлечения около 0.5$ за установку. Также они использовали покупку трафика в inmobi, wapstart, admob. Интересным способом раскрутки поделились разработчики игры Sheep Happens. Они начали работу маркетингового отдела заранее, за несколько месяцев до выхода игры. Рассылали свои пресс–релизы во все зарубежные издания и получили неплохой отклик. С другой стороны они собрали всего несколько сотен емейлов на своей промо–странице, так что не знаю, насколько это все оказалось эффективным. Вспомнят ли люди через несколько месяцев про эти анонсы? В любом случае к концу весны они обещают запуститься. Посмотрим, как все пойдет. Дальше вкратце несколько кейсов от других докладчиков: — LinguaLeo изменили свой первый экран входа/регистрации, оставив всего две кнопки: «у меня есть аккаунт», «зарегистрироваться». Если раньше 60% пользователей удаляли приложение, увидев первый экран, то теперь 90% проходят регистрацию. — NARR8 предепреждает, если покупаете трафик одновременно в нескольких источниках, надо быть осторожным: пользователи пересекаются на 40—60% и одну и ту же установку могут посчитать несколько агентов. В итоге вы заплатите гораздо больше, чем должны. — Mail.ru рассказали, что увеличили количество обратной связи на порядки всего лишь переименовав кнопку «Обратная связь» в «Написать разработчику». — ID East увеличили количество заказов из приложения «Тануки» в несколько раз, дав скидку 10—20% на первый заказ.

По материалам: www.iguides.ru